Код товара: 203815

Elektron Monomachine SFX60 MK2

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ | ДИСКОНТНАЯ ПРОГРАММА
Нет в наличии
Снято с производства
Покупая у нас, вы всегда в плюсе
Самый большой интернет магазин аудио техники в Украине
Официальный и оригинальный товар
Возврат/обмен товара в течении 14 дней
Быстро и бережно доставляем товары до двери!
Физический магазин и комната прослушивания
Проф. консультация, опыт работы более 20 лет!
Дисконтная система для постоянных клиентов

Описание Elektron Monomachine SFX60 MK2

Синтезатор Monomachine, появившийся в 2003 году, содержит, в том числе, и имитацию SidStation. Но не это главное. Monomachine является уникальным в своем роде аппаратом, поскольку совмещает в себе несколько различных синтезаторов (точнее, их математические модели), процессор эффектов и многодорожечный паттерновый секвенсор. Он выпускается в двух вариантах: синтезатор с клавиатурой SFX6 и бесклавиатурный настольный модуль SFX60. Именно этот модуль (в варианте Mk II) мы сегодня и рассмотрим.

Общие сведения
Почему "мономашина"? Ведь, если послушать, то синтезатор производит настоящий полифонический стереозвук. В действительности, "моно" указывает на то, что в составе этого инструмента работают одноголосные синтезаторы. Это определяет не только название, но и всю идеологию инструмента.

Monomachine SFX60 имеет несколько так называемых "моносинтезаторов" (Mono-Synth). Каждый из них имеет определенные особенности синтеза, отличающие его от "соседей". В свою очередь, некоторые из этих синтезаторов уже в рамках своей математической модели имеют набор из нескольких алгоритмов синтеза, в какой-то степени отличающихся друг от друга. В одном и том же моносинтезаторе в одно время может работать только один из алгоритмов. Каждый такой алгоритм, собственно, и есть та базовая звукогенерирующая единица, которая в терминологии Elektron называется "машиной" (machine). Таким образом, некоторые моносинтезаторы имеют в своем составе несколько машин, но единовременно могут пользоваться только одной машиной.

Терминология несколько заковыристая, но тут уж ничего поделать нельзя. Чтобы не запутаться, договоримся переводить термин Mono-Synth обыкновенным словом "синтезатор", а входящие в его состав "machines" называть "машинами". Если "синтезатор" имеет в своем составе только одну "машину", то в рамках описания данного синтезатора оба эти слова можно считать синонимами. Но прежде чем заглядывать вглубь этого удивительного инструмента и разбираться с синтезаторами, имеет смысл познакомиться с общим принципом его работы.

Если кратко, то Monomachine SFX60 представляет собой шестидорожечный шаговый секвенсор, оснащенный встроенными синтезаторами. Есть пять разных синтезаторов и процессор эффектов. Треки внутреннего секвенсора служат одновременно слотами для загрузки машин из встроенных синтезаторов. Машины не имеют жесткой привязки к трекам. На любой трек можно поместить одну машину любого синтезатора, и тогда секвенция, записанная на этой дорожке, будет играть звуками загруженной в нее машины.

Процессор эффектов тоже загружается в отдельный слот, но он служит только для обработки эффектами звуков синтезаторов из соседних слотов. Кроме того, эффектами можно обрабатывать звук, приходящий на входные аудиоразъемы. Вся внутренняя маршрутизация, включая посылы звука с внешнего источника и с дорожек секвенсора на обработку эффектами, осуществляется через гибкую систему внутренних шин. Каждый трек имеет также небольшое количество собственных "зашитых" эффектов, которые называются "трековыми". Они доступны в любое время и никак не привязаны к загружаемым машинам эффектов. Органы управления на лицевой панели позволяют оперативно изменять множество трековых параметров.

Кроме внутреннего секвенсора есть еще так называемый "внешний", тоже шестидорожечный. Второй секвенсор не может управлять звуками встроенных синтезаторов, а командует только внешними устройствами, подключенными к MIDI-выходу. Оба секвенсора синхронизированы.

Вообще, можно разными способами использовать Monomachine SFX60. Например, как набор из шести одноголосных синтезаторов, управляемых по MIDI извне. Но при этом невозможно полностью раскрыть потенциал этого аппарата. Чтобы использовать его в полной мере, потребуется задействовать внутренний секвенсор.

Если оперировать только внутренним секвенсором, то можно создать или шестидорожечную (и, соответственно, шестиголосную) секвенцию без использования машин эффектов, или пятидорожечную с одной эффект-машиной, поскольку эффект тоже требует для себя один трек. Возможно использование нескольких треков с машинами эффектов, но тогда соответственно уменьшится количество реальных голосов синтезаторов. Недостающие голоса можно восполнить использованием внешних синтезаторов, управляемых вторым секвенсором.

Monomachine SFX60 может переключаться в полифонический режим работы. В таком случае остается активным один трек с одной машиной, которая пользуется всеми ресурсами внутренних процессоров. В полифоническом режиме машина представляет собой уже настоящий шестиголосный синтезатор.

Лицевая панель и коммутация
Схема лицевой панели Monomachine SFX60 приведена на рис. 1. В средней ее части находятся большой графический дисплей и девять регуляторов с неограниченным вращением. Восемь из них динамически назначаются на различные параметры в экранных меню, девятый управляет громкостью трека. Справа от регуляторов расположены две кнопки для переключения экранных страниц с параметрами трека. Еще правее, вертикальной колонкой на самом краю, построены шесть кнопок выбора/заглушения трека.

В средней части панели, ниже уровня дисплея, находятся кнопки для управления курсором и подтверждения команд в меню, кнопки выбора банков памяти секвенсора, а также кнопки управления транспортом. В нижнем ряду есть линейка из шестнадцати многофункциональных кнопок. Они служат для выбора паттернов из банка секвенций, в качестве заменителя MIDI-клавиатуры и для пошагового программирования паттернов.

В правом нижнем углу расположены две кнопки, также относящиеся к программированию секвенсора. Одна из них служит для настройки некоторых узлов синтезатора на прием MIDI-сообщений, с помощью второй программируется размер секвенции в тактах и шагах.

Слева от дисплея находятся потенциометр Master Volume, кнопка редактирования текущего темпа и кнопка, переключающая функции некоторых органов управления.

На задней панели инструмента есть разъем для адаптера питания (входит в комплект), выключатель, три MIDI-разъема, пара аудиовходов на джеках, три пары симметричных аудиовыходов на джеках и стереовыход для наушников (рис. 2).

Синтезаторы
Далее перечислены основные особенности моделей синтезаторов (и входящих в них машин), которыми оснащен Monomachine SFX60 Mk II с операционной системой версии 1.10.

SuperWave
Указанный тип представляет собой аналогово-моделирующий синтезатор с двумя базовыми формами волны: пилообразной и импульсной. Приставка "супер" в данном случае означает то, что осцилляторы производят не единичную волну, а сразу набор волн, которые можно объединять в унисоны различной ширины. Выбирая разные волновые формы, мы получаем тем самым достаточно разные синтезаторы. Если же пользоваться терминологией компании Elektron, то нужно говорить так: синтезатор SuperWave состоит из трех машин: Saw, Pulse, Ensemble.

Машина SuperWave Saw (рис. 3) может предложить одновременно до восьми осцилляторов. Это число складывается из базового осциллятора, двух отдельных пар унисонных осцилляторов и трех субосцилляторов. В общем случае, когда не задействованы унисон и субосцилляторы, работает только один осциллятор с базовой пилообразной формой волны. При введении унисона (его уровень регулируется параметром Unison Level) запускаются две пары унисонных осцилляторов. В каждой паре один осциллятор работает с повышенной, другой — с пониженной высотой тона, симметрично относительно базовой высоты. Все сигналы имеют пилообразную форму.

Ширина унисона, или "разбег" частот, определяется параметром Unison Width. На первую пару осцилляторов этот параметр действует непосредственно. Дополнительная пара унисонных осцилляторов (они называются Unison Extended) реагирует с удвоением величины расстройки (рис. 4). То есть, например, если ширина унисона в первой паре дополнительных осцилляторов составит +/-1 Гц, то вторая пара автоматически настроится на ширину +/-2 Гц. Выходной уровень второй пары осцилляторов регулируется отдельно от первой пары, но в пределах общего уровня, заданного параметром Unison Level.

Каждый из трех субосцилляторов имеет независимую регулировку уровня. Два из них октавные, но один производит прямоугольный сигнал, а второй — синусоидальный. Третий субосциллятор выдает синусоидальный сигнал и работает на две октавы ниже основного тона.

Общая настройка высоты тона осуществляется отдельным регулятором Tune — это обязательный элемент любой синтезаторной машины.

Машина SuperWave Pulse имеет пять осцилляторов: основной, два унисонных и два субосциллятора (рис. 5). Только три первых осциллятора генерируют импульсную форму волны, и, соответственно, только для них доступна широтно-импульсная модуляция (PWM). Два субосциллятора производят синусоидальный сигнал на одну и на две октавы ниже основного тона.

Унисон настраивается аналогично синтезатору SuperWave Saw, регулятором уровня и ширины. Субосцилляторы тоже имеют независимую регулировку уровней. А у широтно-импульсной модуляции есть несколько настроечных параметров. Собственно Pulse Width для ручного изменения скважности импульсов, Pulse Width Add (фактически, это Sweep) для модуляции параметра Pulse Width, а также синхронизатор модуляции, под названием Pulse Width Restart. Если разрешить этот рестарт, то модуляция будет запускаться по команде Note On, всегда в одной фазе, как от генератора огибающей. Если параметр Restart находится в положении Off, то изменение ширины импульса будет непрерывно происходить от LFO, в фоновом режиме, независимо от того, пришло ли сообщение Note On. То есть, в момент получения сообщения о нажатии клавиши осцилляторы будут фактически выдавать сигналы со случайной шириной импульса.

SuperWave Ensemble — это машина для создания аккордов (рис. 6). Она имеет восемь осцилляторов, что и позволяет формировать полноценные аккорды, используя лишь один фактический голос полифонии

Главный осциллятор задает опорную высоту тона. Еще три осциллятора работают в режиме offset, то есть сдвига от основного тона. Величина смещения высоты тона для каждого из них регулируется независимо, в полутонах и долях октавы.

Собственно, каждый из осцилляторов в действительности работает в удвоенном режиме. Как указано в документации, волновые формы аккордового синтезатора формируются из пилообразных импульсов двух осцилляторов, объединение которых дает возможность создавать набор различных волновых форм, в том числе импульсную с различной степенью заполнения.

Волновые формы находятся под контролем двух параметров: Pulse Width и Wave. За изменение текущей волновой формы отвечает параметр Wave, но его действия напрямую зависят от значения параметра PW. В справочной документации пользователю рекомендуется поэкспериментировать с этими параметрами.

Синтезатор Ensemble имеет собственный хорус с простыми настройками ("ширина" и уровень).

SID
Синтезатор SID, представленный машиной SID 6581, предлагает систему синтеза, в свое время аппаратно реализованную в чипе MOS 6581. Здесь есть математические копии всех его аппаратных осцилляторов с их волновыми формами, функция синхронизации и кольцевой модулятор. Пожалуй, это один из самых ядовито и резко звучащих синтезаторов среди всех моделей, присутствующих в SFX60.

Из обычных волновых форм здесь имеются треугольник, пила и прямоугольник (рис. 7). Кроме этого, есть шум, изменяющийся в зависимости от высоты взятой ноты, и специальная "сидовская" смесь волновых форм, которая так и называется: Mix.

В случае выбора импульсной формы волны можно пользоваться функцией PWM в том же объеме, как и в машине SuperWave Pulse. Указанная модуляция немного воздействует и на смесь волновых форм — в той мере, в какой там присутствует импульсная волна.

Встроенная система модуляции предлагает кольцевую модуляцию, синхронизацию по отдельному источнику или их одновременную работу. В качестве источника модуляции может использоваться или дополнительный внутренний генератор, или сигнал с предыдущего трека встроенного секвенсора.

DigiPRO
Как можно понять из названия, синтезатор DigiPro оперирует цифровыми волновыми формами. Он совершенно не пытается имитировать обычные гармонические колебания. Скорее, наоборот, — звучание некоторых его образцов совершенно немузыкально и похоже на громкий хруст.

DigiPro имеет в своем составе две машины (при операционной системе версии 1.10). Первая представляет собой традиционный синтезатор и называется DigiPro Wave (рис. 8). Она содержит 32 пресетные волновые формы. Здесь используются малые семплы низкого разрешения. Все они 12-битные и имеют размер всего по 512 байт каждый.

Для выбора волновой формы из списка существует специальный селектор, называющийся Wave. Но работа цифровых осцилляторов не ограничивается простым считыванием единичных волновых форм. DigiPro Wave имеет интересный параметр под названием Wave Phase (WP). Под фазой в данном случае подразумевается своеобразный морфинг между волновыми формами в таблице. При введении этого параметра вступает в работу взаимная трансформация между текущей волновой формой и ближайшей по списку. Результатом является множество промежуточных смешанных форм. В этом можно заметить сходство с принципом действия таблично-волновых синтезаторов. Разница — в масштабе. При считывании обычных волновых таблиц осциллятор может проходить по всем ячейкам таблицы. В DigiPro Wave выборка волновых форм происходит лишь из двух соседних ячеек, не далее.

Параметр WP имеет типичный регулируемый диапазон от 0 до 127, то есть всего существуют 128 уровней взаимной трансформации двух волн. Строго говоря, действительно трансформированных вариантов получается 126. Ведь минимальное значение этого параметра всегда соответствует извлечению звука только из текущей ячейки, максимальное значение — звуку из последующей. Можно подсчитать, что DigiPro Wave предлагает 3938 звуковых оттенков (127 х 31 + 1), полученных из 32 форм. Конечно, это многообразие чисто арифметическое, поскольку есть много похожих по тембру образцов. Но, тем не менее, функция полезная.

Параметр WP можно модулировать, для чего существует функция Wave Phase Modulation (WPM). Модуляция, в свою очередь, может перезапускаться от сообщений Note On. Кроме того, эти параметры можно модулировать посредством матрицы модуляции, выбрав источником один из имеющихся трековых LFO.

Работу цифровых осцилляторов можно синхронизировать с иным источником звука, которым выступает или дополнительный осциллятор, или сигнал осциллятора с соседнего трека во внутреннем секвенсоре.

Вторая машина синтезатора DigiPro называется BeatBox (рис. 9). Это — средство для создания барабанных и прочих перкуссионных звуков. Собственно, BeatBox представляет собой семплер, в памяти которого находятся 24 семпла с разрешением в 12 бит. Семплы разложены по клавиатуре и заполняют собой двухоктавный диапазон.

BeatBox не является полноценной ритм-машиной, однако для создания простой ритмической дорожки его возможностей хватает с избытком. Звучание барабанов можно настраивать, но обычные настройки в треке действуют сразу на все звуки набора. Есть регулировка базовой высоты тона инструментов, от низкого рыка до тонких всхлипов. Есть возможность сдвигать стартовую точку считывания семпла, за что отвечает параметр Sample Start Position.

Еще два параметра заведуют функцией повторения или, лучше сказать, многократного воспроизведения семпла при получении единичного сообщения Note On. Параметр Retrig определяет, какое количество раз перезапускается семпл при нажатии клавиши. Параметр Retrig Timing позволяет установить интервал времени между повторениями. С помощью этих двух параметров можно произвольно конструировать двойные или тройные удары, дроби, рикошеты, имитации скоростных отбойных молотков и более сложные вещи, используя в качестве основы самый простой ритмический рисунок. Правда, для получения классической дроби, скажем, на малом барабане, звук этого барабана (то есть, отдельную машину) нужно выделять на отдельную дорожку внутреннего секвенсора, иначе все остальные ударные инструменты в этом же треке будут вынуждены тоже выстукивать дробь.

Для того, чтобы менять параметры одной машины в разных шагах секвенции, следует воспользоваться специальной функцией блокировки параметров. Об этом будет сказано далее.

В операционной системе 1.20 для Monomachine SFX60 Mk II синтезатор DigiPro имеет еще две машины, оперирующие пользовательскими волновыми формами. Поскольку я работал с версией системы 1.10, то непосредственно увидеть эти машины не мог. Так что предлагаю только информацию, полученную из официальных источников.

Первая дополнительная машина называется DigiPro-DoubleDraw (рис. 10). Ее особенность состоит в том, что она комбинирует две волновые формы из двух имеющихся внутренних банков, Wav1 и Wav2. Обратите внимание на то, что само по себе выражение "пользовательская волновая форма" в данном случае не означает "загруженная пользователем извне", поскольку банки могут быть и заводские. Эту фразу можно трактовать так, что пользователь сам может конструировать некую комбинацию (точнее, линейный микс) из двух "зашитых" форм. И уже эта комбинация выступает в роли осциллятора. Впрочем, понятие "волновых форм, загруженных пользователем", действительно существует, и о нем будет сказано далее.

Оба банка имеют одинаковую емкость, по 64 образца. Разрядность обеих волновых форм можно независимо уменьшать, для чего есть два параметра Bit Reduction. Высоту тона волновых форм перед суммированием можно "разводить" (Pitch Distance). Кроме того, есть параметр Time (он же Glide Time), который заведует временем интерполяции двух волн. Они могут суммироваться мгновенно или же с запаздыванием одной из волн.

Вторая дополнительная машина называется DigiPro-Ensemble. В сущности, она повторяет машину SuperWave Ensemble, но в качестве первичного звукового источника использует банк из 64 волновых форм. Других различий нет.

FM+
В семействе FM+ существуют три машины: статического, параллельного и динамического FM-синтеза. Все они состоят из некоторого количества предварительно настроенных FM-блоков. Набор таких блоков и их взаимная конфигурация в разных машинах различаются. Поскольку блоки не являются FM-операторами в их классическом толковании, а представляют собой, скорее, наборы операторов с минимально доступным пользователю количеством параметров, то управлять FM-синтезом в данном случае оказывается совсем несложно. Правда, не всегда бывает понятно, что же в реальности делают те или иные параметры синтеза, отображаемые на дисплее. Но это и не требуется.

FM+Static — многоцелевая машина, состоящая из двух модуляторов, параллельно управляющих одной несущей частотой. В цепочках обоих модуляторов возможна регулировка частоты и уровня осцилляции, есть огибающие и петли обратной связи. Но пользователю доступны регулировки совокупности параметров, и в разных цепочках модуляторов они различные. Например, в первой цепочке выходной уровень модулирующего осциллятора и огибающая амплитуды регулируются при помощи одного пользовательского параметра. Глубина обратной связи настраивается отдельно. В цепи второго модулятора в один параметр объединены уже уровень осцилляции и глубина обратной связи. При работе с таким синтезатором возникает забавное ощущение: плохо понимаешь, что именно делаешь, но все равно испытываешь интерес. Алгоритм синтеза и экранное меню этой машины показаны на рис. 11.

FM+Parallel представляет собой структуру из трех параллельных модуляторов и одной несущей (рис. 12). Цепочки модуляторов идентичны между собой, пользователю доступны изменение частоты осцилляторов и режима работы огибающих. Если верить описанию, то схема синтеза упрощена, поскольку нигде в цепочках не используется обратная связь.

FM+Dynamic имеет два параллельных модулятора (рис. 13). Главное его отличие от предыдущих систем FM-синтеза заключается в использовании свободной регулировки частоты модуляторов. Машины Static и Parallel используют лишь ограниченный набор фиксированных частот, так называемый "список". Здесь же регулировка плавная. Кроме того, частота первого модулятора изменяется по линейному закону, а частота второго — по экспоненциальному. В разных цепочках используются различные огибающие и разное управление обратной связью.

VO
Синтезатор VO появился под влиянием классической технологии моделирования голоса посредством формантного синтеза. Но создатели этой модели не ставили перед собой задачу воспроизвести существующие речевые синтезаторы. Цель была — найти новый способ создания синтетического голоса, который мог бы оказаться полезным именно для музыкантов.

VO имеет в своем составе только одну машину — VO-6 (ох уж эта терминология!). В свою очередь, VO-6 имеет регулируемый голосовой источник, формантные фильтры и набор внутренних огибающих. Различные комбинации значений управляющих параметров позволяют создать набор звуков, похожих на человеческий голос.

Пользователь может выбрать тип голоса (нормальный или смягченный) и определить тип получаемых звуков. Есть возможность получать только гласные звуки, только согласные (или их подобие), а также совмещать оба типа. Тип гласных звуков определяется перебором частот (есть два регулятора), а для согласных есть специальный селектор звуков, переключающий предустановки, а также регуляторы длительности и громкости (рис. 14). Конечно, длительность согласного звука — понятие несколько странное в обычном понимании. Однако здесь оно работает. А выбранный согласный звук отображается на дисплее буквами или их сочетаниями, что довольно занятно.

С помощью специальной функции захвата параметров при воспроизведении паттернов секвенсора можно запрограммировать целые фразы, которые будут звучать почти по-настоящему. В пользовательском руководстве, в частности, подробно (буквально по слогам) описывается методика программирования слова "Monomachine", которое будет воспроизводить синтезатор. Это слово, кстати, можно услышать в одном из заводских паттернов секвенсора.

GND
Набор Ground содержит в себе три машины для создания фонового звука. Называть их синтезаторами я бы не стал, поскольку ничего такого они не делают. Собственно, их и нет в списке синтезаторов. Их задача — добавить в звук немного гула или шумового фона в тот момент, когда вы уже не знаете, чего бы еще пожелать. Непосредственно GND-машина вообще ничего не содержит, ни одного генерирующего или управляющего элемента. Честно говоря, смысл ее присутствия в системе так и остался для меня загадкой.

Sin-машина предлагает обычную синусоидальную волну. Меню этой машины содержит одинокий регулятор Tune, и больше ничего. Машина Noise способна генерировать шум с изменяемым спектром, от белого до красного. Где-то в середине диапазона регулировки получается розовый шум. Шумовой генератор работает в стереофоническом режиме и имеет регулятор ширины стереобазы.

FX
FX сам по себе не является генератором звука. Это даже и не синтезатор, а всего лишь группа машин, предлагающая эффекты для обработки звука настоящих синтезаторов, играющих на других треках секвенсора, а также для обработки звуков внешнего источника.

Несмотря на то, что группа FX не является синтезатором, она использует, в принципе, тот же интерфейс. Говоря привычным языком, все эти FX-машины можно назвать просто эффектами, поскольку каждая машина соответствует одному эффекту. Несложно догадаться, что в одно и то же время в треке может использоваться только один эффект. Их полный список в группе таков: реверберация, хорус, динамический процессор, кольцевой модулятор. Есть еще совершенно специфическая машина (назвать ее эффектом никак нельзя), называемая Thru. Она, в соответствии с названием, вообще ничего и никаким образом не обрабатывает. Она нужна для подключения внешнего источника звука к внутренним эффектам Monomachine, то есть это — коммутатор. В обычных синтезаторах, имеющих внешний вход, он обычно просто включается, и все. А в данном случае процедуре активации внешнего входа соответствует включение машины, под названием Thru, в трек внутреннего секвенсора.

Эффекты, входящие в состав группы FX, оптимизированы для работы в системе Monomachine. Ревербератор, например, имеет гейт, что чрезвычайно полезно для ритмических треков. Набор параметров реверберации невелик: время спада, дампинг (поглощение звука отражающими поверхностями), НЧ- и ВЧ-фильтры, регулятор соотношения прямого и обработанного сигналов. На рис. 15 показано меню ревербератора.

Хорус — трехотводный, с регулировкой задержки вывода сигнала через разные отводы. Он имеет классические параметры глубины и скорости модуляции, баланса прямого и обработанного сигналов, а также изменяемую ширину эффекта в стереопространстве. В регулируемой цепи обратной связи установлен пропускающий фильтр низких частот, изменяющий возвращаемый сигнал.

Динамический процессор имеет классические параметры: атака, восстановление, порог срабатывания, степень компрессии (в пределе — лимитирование), выходной уровень. Есть еще интересный параметр RMS Measure Speed, позволяющий настроить чувствительность компрессора к транзиентам, то есть очень быстрым изменениям в сигнале. Высокие значения параметра притупляют чувствительность детектора. Если же, напротив, установить его в нулевое значение, то детектор превращается в пиковый.

DigiPRO Manager
Только модель Monomachine SFX60 Mk II, и только начиная с операционной системы 1.20, имеет возможность оперировать пользовательскими волновыми формами. Такой возможности лишены клавиатурные версии аппарата, а также модули первого выпуска.

Менеджер волновых форм находится в глобальных настройках системы (рис. 16). Как явствует из названия, работа менеджера напрямую определяет работу синтезатора DigiPro, поскольку влияет на его волновые банки. Пользователь имеет возможность экспортировать или импортировать семплы, переименовывать их или просто стирать. SFX60 Mk II может сохранять в банк до 64 пользовательских форм. В системе в отдельном банке находятся предустановленные заводские волновые формы в количестве 64 штук. Их тоже можно заменить на пользовательские.

 

Для импорта волновых форм нужно провести небольшую подготовительную процедуру. Во-первых, из каждого исходного файла нужно извлечь точно один период и сохранить в виде отдельного семпла формата WAV или AIFF. Неважно, какова будет частота дискретизации и разрядность исходных семплов, главное — вытащить один период.

Во-вторых, полученные семплы нужно конвертировать в файлы формата DigiPRO syx для последующей передачи по MIDI. Для этих целей производитель бесплатно распространяет программу под названием "C6" (доступна на сайте компании Elektron).

В-третьих, нужно соединить MIDI-кабелем Monomachine и компьютер и войти в директорию файлового менеджера DigiPRO в глобальном меню инструмента (рис. 17). Нажатие кнопки Enter на лицевой панели переводит прибор в режим ожидания. Затем из компьютера запускается передача. После ее окончания нажатие кнопки Exit на лицевой панели прибора завершает процедуру записи новых волновых форм. Темный прямоугольник, который виден в правом нижнем углу дисплея на рис. 17, при пролистывании волновых форм показывает их графическое изображение.

Для ускорения процесса передачи информации производитель рекомендует пользоваться MIDI-интерфейсом ТМ1 (для Monomachine приобретается отдельно). Это своеобразный "турбоинтерфейс", предоставляющий почти десятикратно увеличенную скорость передачи MIDI-сообщений.

Таким образом, синтезатор DigiPro является бесконечно обновляемым. Думаю, что с загрузкой пользовательских волновых банков он может превратиться в очень интересный инструмент.

Мономашина
На мой взгляд, Monomachine представляет собой любопытное пособие по изучению закона перехода количества в качество. Аппарат имеет одну большую иерархическую систему, состоящую из различных взаимосвязанных компонентов. Из них можно выделить несколько крупных. Это машины синтезаторов, треки, наборы, паттерны секвенсора и, напоследок, сонги. Первые три компонента в этом списке ничем особенным не выделяются. Но как только они начинают совместно работать в составе паттерна, возникает уже качественно иной результат. Попробуем заглянуть внутрь системы и посмотреть, как она работает.

Трек, как указывалось выше, служит слотом для загрузки какой-либо машины. Если это машина синтезатора, то она производит собственный звук, если машина эффектов — обрабатывает приходящий сигнал. Звук, сформированный собственными средствами машины, проходит через систему трековых эффектов (Track Effect Systems). Такой набор есть в каждом из шести треков. В него входит четырехполюсный (24 дБ/окт) комбинированный фильтр (ВЧ, НЧ, полосовой) с резонансом и индивидуальной настройкой добротности (Q-control), однополосный эквалайзер, уменьшитель частоты дискретизации (вплоть до 2,8 кГц), дисторшн и одноотводная задержка, синхронизируемая с темпом. На страницах настроек эффектов можно также изменить скорость автопанорамирования и портаменто. К трековым эффектам причислен и формирователь амплитудной огибающей — он специально выделен из синтезаторных машин в "распоряжение" трека.

Трековые эффекты используют стереообработку сигнала. Они расположены последовательной цепочкой в таком порядке: дисторшн, эквалайзер, фильтр, формирователь огибающей, регулятор уровня и панорамы, уменьшитель частоты дискретизации, задержка. В конце этой цепочки стоит регулировка общего уровня выхода трека.

Каждый трек имеет также три одинаковых LFO, которые могут управлять параметрами любой машины, трековых эффектов или параметрами самих LFO.

Из всех трековых эффектов самым необычным я бы назвал фильтр. Он представляет собой "двугорбую" комбинацию LPF и HPF (рис. 18). Каждый из элементарных фильтров имеет регулируемую частоту среза и резонанс. Основной частотой среза (Base) считается частота HPF — она на схеме слева. Частота среза LPF регулируется относительно этой основной частоты и называется Width. Резонансы в фильтрах устанавливаются независимо. Таким образом, изменяя значения перечисленных четырех параметров, можно создавать пропускающие фильтры низких или высоких частот, а также сложные полосовые фильтры с одним или двумя резонансами. Кстати, двухпиковый полосовой фильтр представляет собой хорошее средство для подчеркивания формантных областей в звуке синтезатора VO.

 

Задержка здесь тоже интересная. Она имеет биполярный регулятор посыла (Send). Если использовать отрицательные значения, то стереосигнал поступает в линию задержки как есть, в неизменном виде. Положительные значения параметра Send начинают переключать стереосигнал влево и вправо, давая, таким образом, задержку типа "пинг-понг". Время задержки регулируется в привязке к темпу с шагом в 1/256 четвертной ноты.

Остальные трековые эффекты кажутся вполне традиционными, и останавливаться на них не буду.

Пользователь может заполнять машинами все шесть имеющихся треков или только часть — никаких специальных требований к их количеству система не выдвигает. Назначение машин в треки и установка нужных параметров в треках завершают первый этап программирования. Сама совокупность трековых установок, включающая выбранные машины и параметры трековых эффектов, в терминологии Elektron называется Kit, то есть, буквально, набор установок. Таким набором уже можно пользоваться как мультитембральным синтезатором.

В общем случае Kit содержит следующую информацию: вид машины, назначенной на каждый трек, параметры каждой из шести машин, параметры каждого из трековых эффектов, параметры каждого из 18 LFO, параметры каждого трека MIDI-секвенсора, назначение входов и выходов в каждом из шести треков и несколько других.

Полученный набор можно использовать для записи паттерна секвенсора. Собственно, паттерном в данном случае называется совокупность трековых секвенций, записанных с помощью текущего набора в одной ячейке памяти.

Для хранения паттернов/наборов есть 128 ячеек памяти. В них записаны и наборы трековых установок, и секвенции. Память структурно разбита на восемь банков по шестнадцать ячеек. Четыре банка изначально заполнены, остальные — пусты. Вообще, в Monomachine все паттерны/наборы считаются пользовательскими, так что любой готовый образец можно изменить и перезаписать в ту же ячейку памяти. Выбор нужной ячейки осуществляется просто. Вначале кнопкой Bank выбирается группа банков (они сгруппированы двумя четверками: A-D, E-H). Затем нужно нажать с удержанием кнопку с буквой банка, после чего нажать одну из шестнадцати пронумерованных кнопок в нижнем ряду лицевой панели. Пресет загрузится в оперативную память, а выбранная ячейка памяти будет отображаться в углу дисплея буквой банка и порядковым номером ячейки в нем — например, D14.

Monomachine не имеет пэтчей в привычном толковании этого термина. В этой роли чаще всего выступает именно Kit. Если он содержит синтезатор только в одном треке, то в этом случае будет полностью эквивалентен обычному понятию пэтча. Если звуковых треков больше одного, то Kit будет соответствовать уже перфомансу.

Программирование паттерна в общем случае включает в себя и программирование набора звуков. В принципе, даже в "пустых" банках ячейки памяти обычно заполнены наборами синтезаторных машин. Но их в любом случае нужно настраивать или заменять на другие, более подходящие, а это уже считается изменением "набора".

Сам процесс достаточно прост и содержит буквально несколько шагов. Прежде всего, вышеописанным способом открываем нужную ячейку памяти, в которой будем создавать или изменять секвенцию. Выбираем один из шести треков кнопкой в правой части лицевой панели. Затем нажимаем кнопку Kit/Song Setup, и в появившемся окне с названием Kit выбираем нужную операцию (рис. 19). Перемещаться между иконками с названиями операций можно курсорными кнопками. Команда Load позволяет загрузить любой из уже сохраненных наборов или пустой набор (фактически это просто очистка треков от машин). Здесь же находятся команды сохранения набора, назначения физических контроллеров на различные параметры и несколько других команд.

 

В данном случае следует выбрать команду Edit. Нажав кнопку Enter под дисплеем, мы открываем страницу редактирования набора, а фактически — меню назначения машины в трек. Страница состоит из трех окон (рис. 20). В первом мы выбираем синтезатор (назначаемый процессор эффектов тоже здесь, он стоит в конце списка). Выбрав его, перемещаемся во второе окно, где показан перечень машин, которые имеет выбранный синтезатор. Для процессора эффектов это будет название эффектов. Подсветив курсором нужную строчку, следует подтвердить выбор кнопкой Enter, находящейся под дисплеем. С этого момента машина помещена в трек. Теперь осталось выбрать в правом окошке шину, в которую будет выводиться сигнал данного трека, после чего можно выходить из меню.

 

Monomachine имеет шесть аудиовыходов, каждому из которых соответствует собственная одноименная шина. По умолчанию шины сгруппированы в три стереопары: AB, CD, EF (рис. 21). Выбрав одну из трех таких пар, мы тем самым направляем сигнал на соответствующую пару физических выходов. При желании можно установить раздельный режим работы выходов, для чего программируются шесть независимых монофонических шин. Это делается в меню глобальных настроек. В таком режиме появляется возможность выводить сигнал каждого трека через собственный выход и микшировать их уже внешними средствами.

 

Маршрутизация для FX-машин делается несколько иначе, ведь эффект имеет не только выход, но и вход. В качестве входа можно выбирать любую из имеющихся шин (стерео или моно, в зависимости от используемой глобальной настройки), внешний аудиовход, а также сигнал только с предыдущего трека. В последнем случае FX-машина фактически выполняет роль дополнительного трекового эффекта. При использовании обычных шин в качестве входов эффекта следует помнить о том, что на этих шинах должны присутствовать сигналы с выходов треков, иначе процессору будет нечего обрабатывать. Разводя выходы треков по разным шинам, можно, тем самым, выбирать, какие из них подвергать обработке эффектом, а какие — нет.

Закончив с назначениями, просто нажимаем два раза кнопку Exit под дисплеем и попадаем в основное меню, где собраны трековые параметры. Здесь уже настраивается непосредственно звучание каждой выбранной синтезаторной машины. Для переключения между тре

Читать полностью

Характеристики Elektron Monomachine SFX60 MK2

Категория
Производитель
Цвет
Белый
Гарантия и сервис
12 месяцев официальной гарантии
Страна производитель
США
Все характеристики

Отзывы пользователей

Добавьте ваш отзыв
Отзывов к данному товару еще нет

Напишите ваш собственный отзыв